МЕТРО


От автора

Вступление

Метрополитен

Метромост

Метро


Версия в pdf


navara

Вступление

МЕТРОПОЛИТÉН (от французского métropolitain, буквально — столичный, от греческого mterópolis — главный город, столица), м е т р о — вид городского пассажирского транспорта, линии которого прокладываются в тоннелях, по поверхности и на эстакадах без пересечения в одном уровне с другими видами транспорта. Метрополитен не загромождает уличную дорожную сеть, отличается достаточно высокими скоростями и регулярностью движения поездов, большой провозной способностью.

Первая линия метрополитена длиной 3,6 километра с паровозной тягой поездов была построена в 1863 году в Лондоне в туннелях мелкого заложения. Потребность в метрополитене — удобном быстром транспорте — ощущается во многих крупных городах, особенно с населением свыше 1 миллиона человек. Метрополитен уже эксплуатируется почти в 80 городах мира и во многих проектируется. В крупнейших городах мира (Лондон, Нью-Йорк, Москва, Париж, Токио и другие) сложились разветвленные сети метрополитена.

Наибольшее количество пассажиров в сутки (около 8 миллионов человек) перевозит Московский метрополитен, несмотря на то, что обладает не самыми большими в мире протяженностью линий и числом станций. Наиболее сложная часть метрополитена — станционный комплекс, который включает пассажирские платформы, эскалаторные туннели, подземные и наземные вестибюли, переходы, пересадочные узлы и тому подобное. Среднее расстояние между станциями колеблется от 400 метров (Будапешт, старая линия) до 2115 метров (Нью-Йорк, ПАТХ); в СССР 1200—1800 метров.

Различают станции колонного или пилонного типа, а также односводчатые, имеющие некоторые эксплуатационные и архитектурные преимущества перед первыми. В метрополитене используется только электрический подвижной состав, напряжение в контактной сети от 600 до 1500 вольт (в СССР — 825 вольт). Метрополитен оборудуется системами сигнализации, централизации и блокировки и другими современными устройствами автоматики, обеспечивающими безопасность движения поездов с высокими скоростями (до 100 км/ч) при интервалах движения 1,5—2 минуты.

В СССР при строительстве метрополитена применяются закрытый и открытый способы ведения работ. При закрытом способе проходка осуществляется горным или щитовым методом без нарушения поверхности земли. При открытом способе разрабатывается котлован, в котором сооружают конструкцию тоннеля из отдельных секций или монтируют обделку из сборных железобетонных элементов. Для устройства обделок в разных условиях применяются чугунные или железобетонные тюбинги и другие унифицированные конструкции.

Часто используются специальные способы производства работ — искусственное замораживание грунтов, искусственное водопонижение, так называемое продавливание обделки в породу, метод «стена в грунте» и тому подобные. Для предотвращения попадания в метрополитен воды устраивается необходимая гидроизоляция и водоотвод. Для внутренней отделки станций используются высокопрочные долговечные материалы и изделия, обладающие высокими художественными и архитектурными качествами.

Политехнический словарь, 1987 год


назад далее

navara
Текст, вёрстка, дизайн : navara
Copyright © 1999—2012